Методика проведения занятий адаптивной верховой ездой для детей, испытывающи...
Скидка 30% на все услуги клуба для многодетных и малоимущих семей!
Скидка 30% на все услуги клуба для многодетных и малоимущих семей! Необходимо предъявить подтверждающие справки.
Партнер проекта областной реабилитационный центр "Надежда", на базе которого анализировались истории болезни ребенка и чек листы по бытовым трудностям, которые испытывали как родители, так и дети. Результаты анализа помогали выдать рекомендации для методиста АФК конного центра, который уже с инструктором по адаптивной верховой езде, подбирал тематические занятия в рамках адаптивной верховой езды с использованием специальных эрго-терапевтических площадках, расположенных в крытом конном манеже.
Исследования последних лет показало, что основной причиной, многих бытовых проблем у детей на инвалидности, является нарушение сенсорной модуляции двух типов: «сенсорный поиск (гипочувствительность)» или «сенсорная защита (гиперчувствительность)». И тут самое главное перед каждым курсом адаптивной верховой езды, определить тип сенсорного нарушения, ведь построение тематических тренировок у каждого типа абсолютно разный!
Дети имеющие нарушения по типу "сенсорный поиск" находятся в постоянном движении, часто обнимают незнакомых людей, прыгают, толкаются, роняют предметы, грызут не предназначенные для этого предметы, часто получают ушибы и травмы, при этом не обращают на это внимания. При выполнении бытовых заданий очень медлительны, что вызывает раздражение родителей и педагогов, которые путают апатичность с отсутствием мотивации.
Дети же с нарушениями по типу "сенсорная защита" проявляют агрессию, избегают игр, много плачут и устраивают истерики, не любят одеваться (не любят разную текстуру одежды, ярлычки и швы на одежде), не любят причесываться, не любят прыгать и бегать, не катаются на качелях и каруселях, не любят ездить на машине, что затрудняет перемещение и посещение многолюдных мест для всей семьи.
В обоих случаях нужно вести сенсорные игры на лошади для того, что бы привести сенсорный профиль в норму!
В зависимости от цели тренировки терапевтическая лошадь под управлением коновода делает остановки, далее инструктор по АВЕ вместе с ребенком выполняет комплекс упражнений, направленный на решение бытовых проблем семьи, такие как самостоятельное питаться, удерживать продолжительное время в руках предметы- ручка, ложка, зубную щетку, сортировать предметы, включатся в обучение.
Поведение детей с нарушением сенсорной интеграции часто бывает однообразным и стереотипным. Их потребность в порядке и последовательности действий намного превосходит аналогичную потребность остальных детей, поэтому так важно выстроить логически понятную цепочку в рамках индивидуального занятия на лошади.
Каждая тренировки на адаптивной верховой езде должна состоять:
Методика проведение тренировки для детей разными сенсорными профилями отражена в таблице ниже:
Ребенок |
Бытовые трудности |
Сенсорный профиль |
Ход занятий |
Девочка В., диагноз зпрр, 2006гр. |
Нет мотивации и желания самостоятельно одеваться, не застегивает молнию, не удерживает продолжительное время предметы- ручку, карандаш из-за этого нет навыка письма. |
Сенсорная защита |
По специальному сценарному плану «Одень поросёнка» научить застегивать пуговицы и молнии, развить навык одевания одежды. Использовать игровой набор пуговицы, молнии, шнуровки. Развить мелкую моторику и силы мышц рук, при помощи гантель и утяжелителей на кисти рук. Использовать технику Сенсорной суммации: энергичное растирание рук, 5-10 нажимов на суставы рук для растяжения связок. Курс 16 тренировок. |
Мальчик М., диагноз расс, 2014гр |
Часто падает при ходьбе не по асфальтированной дорожке, плохо перешагивает высокие предметы встречающиеся на пути (сложно перешагнуть ступеньки, бордюры), на детской площадке часто падает. |
Сенсорный поиск. |
Необходима гимнастика на лошади с применением утяжелителей и специального одеяла, работа на стременах, введение тренировок на развитие баланса- лошадь как не стабильная платформа, больше работать на вольтрах ( поворотах). Курс 16 тренировок. |
Девочка, М. диагноз зпрр, 2012 гр., |
Ребенок бурно реагирует в общественных местах-махает руками, громко кричит, убегает от мамы на улице и в магазинах. |
Сенсорный поиск |
Необходимо подобрать комплекс упражнений на развитие вестибулярной системы, обучению контроля над эмоциями, использование суставной гимнастики, обучению дыханию! Курс 16 тренировок. |
Мальчик Д, диагноз Синдром Дауна, 2008г. |
Ребенок очень много вокализирует, обнимает всех незнакомых людей, которые встретятся на пути. Очень медленно одевается, но сам. |
Сенсорный поиск |
Необходим комплекс обучения контроля над эмоциями: играть с утяжеленными мячами, поднимать тяжелые корзины, перевозить на лошадке груз- ребенок и лошадь- единая команда. Курс 16 тренировок. |
Мальчик М , диагноз РАСС, 2011 гр. |
Постоянно испытывает тревогу, не кушает незнакомую еду, очень молчалив, плохо идет на контакт с незнакомыми людьми, не одевает новую одежду, долго привыкает к новым предметам в квартире |
Сенсорная защита |
Комплекс на укрепление эмоционально-волевой сферы, научить его трогать новые объекты, контролировать эмоции. Если ребенок испытывает тревогу, дать ему знакомую и любимую еду, например кукурузные палочки, вкусовой фактор отвлечет и разгрузит сенсорную систему. Использовать игровые наборы имитирующие приготовление еды, походы в магазин. Курс 16 тренировок. |
Данная методика действительно помогала быстрее детям обучатся новым фигурам, цветам, помогала формировать память, зрительную координацию, проще брать в руки и долго удерживать новые предметы из текстиля, лёгкие или тяжелые, а так же необычной формы. Родители отмечают, что дети с легкостью стали сортировать предметы, появилась и мотивация к обучению, меньше проявляется вокализация и стереотипные движения при посещении магазинов, парков и других общественных мест.
Тренировки на лошади дали возможность улучшить координацию и баланс, что в свою очередь помогло детям меньше спотыкается и падать, снизилось количество случаев травм, деткам стало проще обучатся езде на велосипеде и самокате, что позволило родителям чаще выходить гулять в парки вместе с детками.
Заключительным этапом курса реабилитации стала «Семейная эстафета», которая дает возможность оценить обретенные навыки детей и дополнительно повысить мотивацию ребенка к освоению новых вершин!
Оставить комментарий